Адрес: город Севастополь, улица Генерала Острякова, дом 15 (ДОСААФ), офис 2-5-б

Юридическая компания «Стратегия права»


Юридическая компания «Стратегия права» предоставит Вам квалифицированную правовую помощь в сфере недвижимости.

Мы окажем Вам помощь при регистрации права собственности на недвижимое имущество, приватизации жилого помещения, регистрации жилого или садового дома.

Окажем всестороннее содействие благоприятному решению вопросов с объектами недвижимости, работая вместе с Вами!

Признание решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя незаконным

Истец, Татьяна М., обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением о передаче в собственность земельного участка без проведения торгов бесплатно.

На что ею получен отказ, поскольку ранее на основании распоряжения Департамента от 31.03.2017 истцу был предоставлен в собственность бесплатно земельный участок, расположенный отнесенный к категории «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «ведение садоводства» (код 13.2).

После обращения клиента в Юридическую компанию «LEGAL STRATEGY» СТРАТЕГИЯ ПРАВА» специалистами нашей компании подготовлен и направлен в Ленинский районный суд города Севастополя административный иск.

По результатам рассмотрения административного искового заявления, а также исследовав письменные материалы дела, суд посчитал административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании решения ХIV сессии Севастопольского городского Совета от 28.01.2014 года административному истцу дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,06 га, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный земельный участок).

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 13.03.2018 года, с учетом распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 27.03.2018 г., утверждена схема расположения земельного участка, установлена категория земельного участка: «земли населенных пунктов», определен вид разрешенного использования: «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1).

Кроме того, распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 31.03.2017 г. административному истцу утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, отнесенный к категории «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «ведение садоводства» (код 13.2); указанный участок передан в собственность административному истцу бесплатно, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

16.11.2018 г. истец обратилась с заявлением в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с просьбой предоставления ей земельного участка в собственность без проведения торгов бесплатно, площадью 430 кв.м.

29.11.2018 г. административный ответчиком было отказано в удовлетворении заявлении, по тем основаниям, что ранее распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 31.03.2017 г. административному истцу был предоставлен в собственность бесплатно земельный участок с видом разрешенного использования «ведение садоводства» в связи с чем основания для предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность бесплатно отсутствуют, ссылаясь на положения п. 1 ст. 39.19 Земельного кодекса РФ, указывая на однократность предоставления земельного участка.

Не согласившись с отказом, административный истец обратилась в суд, указывая на нарушение прав.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.

Согласно ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления, в том числе земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации.

Вместе с тем, земельный участок с видом разрешенного использования «ведение садоводства» не предоставлялся административному истцу. по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного Кодекса. Основанием для выдачи распоряжения Департамента от 31.03.2018 г. явилось решение Севастопольского городского совета народных депутатов от 15.10.1991 года.

Таким образом, выдача распоряжения Департамента от 31.03.2018 г., в соответствии с которым административному истцу был предоставлен в собственность бесплатно земельный участок с видом разрешенного использования для «ведение садоводства» свидетельствует лишь о реализации административным истцом своего права на завершение оформления земельного участка в собственность, начатое до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6 ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в соответствии с Законом города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя».

Согласно ст. 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляются на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству принятых до 21 марта 2014 года. В то же время спорный земельный участок испрашивается административным истцом с иным видом использования – для индивидуального жилищного строительства.

Частью 1 статьи 116 Земельного кодекса Украины, предусматривалось, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и права пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом или по результатам аукциона.

Порядок передачи земельных участков в собственность в спорный период был регламентирован ст. 118 Земельного кодекса Украины. В статье 121 Земельного кодекса Украины, согласно которой граждане Украины имеют права на бесплатную передачу им земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности в таких: для ведения фермерского хозяйства - в размере земельной доли (пая), определенного для членов сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории сельского, поселкового, городского совета, где находится фермерское хозяйство; для ведения личного сельского хозяйства - не более 2,0 га; для ведения садоводства - не более 0,12 га; для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений в селах - не более 0,25 га, в поселках - не более 0,15 га, в городах - не более 0,10 га; для индивидуального дачного строительства - не более 0,10; для строительства индивидуальных гаражей - не более 0,01 га.

Согласно статье 118 Земельного кодекса Украины граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель коммунальной собственности подают ходатайство в орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или принимает мотивированный отказ в его предоставлении.

До 18 марта 2014 года гражданин Украины имел право на получение в собственность земельных участков бесплатно по каждому из вышеперечисленных видов использования.

При этом Закон 46-ЗС не ограничивает лиц в праве завершить оформление в собственность земельных участков, на основании ранее полученных разрешений, в соответствии с несколькими видами их разрешенного использования.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 29.11.2018 г. об отказе административному истцу. в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов бесплатно, для индивидуального жилищного строительства ,площадью 430 кв.м, является незаконным, противоречащим нормам действующего закона, в связи с чем подлежит отмене, с возложением на административного ответчика обязанности по повторному рассмотрению заявления.

Обратная связь

Заполните форму и мы Вам перезвоним!